Многие не знают или не помнят слов Господа Иисуса Христа: "...всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8:34).
Пока не согрешил человек, он свободен, и грех не имеет силы над ним, а уже после совершения греха становится его рабом. Некоторые говорят: "раз согрешу и больше не стану, это не великая беда". Но, согрешив раз, он уже попал к лукавому обольстителю на «удочку». И грех начинает тянуть его все сильнее и сильнее, потом человек уже не замечает, что оказался в жестоком рабстве греха.
Есть великие грехи, которые люди редко совершают, а, совершив, часто вспоминают их и каются. Но есть грехи мелкие, люди совершают их ежечасно, но очень редко о них вспоминают и еще реже каются. Деление грехов на великие и малые условно, ибо всякий грех противен Богу и опасен для человека. Такой грех, как курение табака, до того вошел в привычку, что люди не считают это грехом и предоставляют ему всякие удобства.
Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны или купе для курящих. Можно только ужасаться, что во многих странах мира, в том числе и у нас, курильщикам создаются превосходные условия. Курят - это значит - мелко грешат старые и малые, больные и здоровые, ученые и простые люди, мужчины и женщины? Даже курильщику-преступнику в последние минуты жизни перед казнью позволяют выкурить папиросу, как будто воздуху мало в земной атмосфере, или слишком пресный он, осужденному надо создать себе какой-то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваясь дымом. Разве вложена в природу человека потребность курить? Нет! Разве может грех быть свойством человеческой природы? Нет!
Удивительно, почему употреблять наркотики в виде кокаина законами запрещается, а в виде табака - поощряется. Табак, как "маленький кокаин", дозволен как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в.утробе. Но Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним прелюбодейным взглядом. Множество мелких, забытых нераскаянных грехопадений, несомненно, тяжелее для души человека, чем несколько тяжелых, всегда стоящих в памяти, приводящих к покаянию. Святой не тот, кто делает великие дела, но тот, кто удерживается и от самых малых прегрешений. Против великого греха легче начать борьбу, легче возненавидеть его приближение.
Известен случай с праведным Антонием Муромским. К нему пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам (на исповеди люди часто неразумно свидетельствуют об этом же, не понимая, что не для самооправдания пришли на исповедь, а для осуждения своих грехов). Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой - набрать поболее мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли".
Женщина с большим камнем легко нашла то место, откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают...
У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла и ни за что в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, не способное даже к покаянию.
А первая женщина помнила свой грех, болела этим грехом и сняла его со своей души. Множество малых недостойных привычек - это смерть для души человека, особенно, если он считает, что это неизбежное зло, против которого не стоит и нельзя бороться. Тогда человек и говорит "Я не святой!" "Я в мире живу, я должен жить, как все люди живут", - успокаивает себя ноющая совесть человека. Нет такого понятия, тем более свойства, как "требование природы", - курить. Это требование греха. Требование природы - дышать чистым воздухом, питаться, согреваться, спать, но никак не отравлять наркотиком свой организм; курить табак, дышать дымом. Надо задуматься, остановиться, проснуться от греховной спячки. От этого человечество страдает, но не видит своей духовной слепоты, несмотря на наличие телесных глаз.
Подумайте, братья и сестры, насколько чище человека вся природа в своем бытии. Как чист камень, как чисты цветы, деревья и животные. Божья природа не оскверняет себя: не курит, не потребляет наркотиков, ненести крест послушания Богу среди всех бурь и страданий этой жизни. Задумайтесь над этим! Многие думают, что все, что происходит на земле, не будет иметь никаких последствий. В основном так думают люди с нечистой совестью, им так и удобнее. Но зачем обманывать себя? Человек за все ответственен!!!
Необходимо помнить, что по смерти, по разделении души от тела, страсти, проявлявшие, реализовавшие себя в жизни телесной, не оставляют души человека, порабощенной ими при жизни. Не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет ее в потусторонний мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытной потребностью в еде будет мучиться после своей смерти тот, кто и раньше думал только о еде. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить, только залив алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Деньголюбец - тоже, и курильщик - тоже. Сделайте опыт. Пусть курильщик не покурит трос суток. Что он будет испытывать? Страшное мучение, но еще смягченное всеми развлечениями жизни. Страдает не столько тело, сколько душа. Так страдает уже здесь на земле каждая душа, имеющая любую страсть. Зная это, можно ли безразлично относиться к своим страстям? К этому страшному огню?
Что делать?
Надо перестать оправдывать свою похоть, нужно осудить ее перед Богом и самим собой. И молить Бога о помощи победить страсть. Господь называется Спасителем реально, а не отвлеченно. Он спасает от всех слабостей и страстей, избавляет, исцеляет - прощая. Конечно, страсть курения - грех, он, словно спичка, зажигается небольшим огнем, но все сжигает. Духовный смысл курения есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, как говорят некоторые, не сознавая, что нервы есть плотское зеркало души. Это успокоение - самообман, мираж. После, это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это успокоение надо возобновлять постоянно, а потом это успокоение будет источником адского мучения. Успокоить можно себя против страсти, только удержавшись от нее. Только поднявшись выше своих страстей, войдешь в сферу мира Христова.
Невозможно молиться духом, куря папиросу или сигарету. Не могут такие люди причащаться Тела и Крови Христовых, а значит, не могут спастись.
Православная Церковь обращается ко всем людям и просит их бороться со своими большими и малыми страстями и пороками, и, в частности, с курением, наркоманией, которые отравляют нашу жизнь и готовят адские мучения.
Совет преподобного Амвросия Оптннского.
"Пишите, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное у человекоз возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. - Раздражительность и тоска - это следствия болезненности души от табакокурения.
Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие.
Или вместо этого кладите, наедине, по 33 земных поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы" - такой ответ получил от преподобного Амвросия один мирянин, заядлый курильщик, обратившийся за советом к святому, не сумев сам справиться с этой пагубной страстью.
Обращение за помощью ко святым в различных нуждах имеет в России огромную практику. Святые ходатайствуют за нас, помогая нам избежать последствий совершаемых нами грехов, в самой природе которых - при ослушании воли Божией и, как следствие, неминуемое наказание. Не за грехи, но сами грехи наказывают нас, отвращая нас от Божиего благословения и Божией помощи. Поэтому чем сильнее наше желание получить помощь от Бога, тем настойчивее должны мы искать ее в молитвах ко Господу, Пресвятой Богородице и угодникам Божиим. Известны исцеления от недуга табакокурения по молитвам, пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», преподобного Амвросия Оптинского, блаженной Ксении Петербургской, святым царственным мученикам, а также по молитвам благочестивых близких курящего, заказывающих за него чтение Псалтири о здравии и молебны в монастырях.
Молитва от страсти курения
Пресвятая Владычице Богородице,
Ты, имея дерзновение пред Господом,
Умоли Велико даровитого Владыку
Подать мне скорую помощь
В борьбе с нечистой страстью.
Господи! Молитвами Пречисты* Твоея Матери,
Очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти душу
Благоуханием Духа Твоего Святого,
да отбежит от мене далече злая табачная страсть,
туда, откуда пришла, во чрево адово.
Составлено по материалам Свято-Успенской Почаевской Лавры
|